«Шпаргалка» по логике речи

Разумеется, есть те, кто применяет все, о чем здесь написано, на подсознательном уровне. Языковая среда в семье, в окружении, в школе и в вузах, что называется, накладывает отпечаток. Но очень разный. И потому, есть много тех, кому нужна постоянная практика и тренировка.

Коллега, с которой довелось когда-то позаниматься этой самой «логикой речи», попросила послушать и дать несколько советов еще одному юному журналистскому возможно дарованию. 

Послушал, посоветовал, попрактиковались. Скайп был в помощь.

И решил составить некую шпаргалку по теоретическим основам и принципам. С одной стороны, вдруг еще когда придется кому-то помочь. Упорядоченная практика лучше воспоминаний «по ходу». С другой, возможно кому-то в качестве подготовки будет достаточно почитать и попрактиковаться самостоятельно.

И главное, если вам, как читателю, необходимо не практическое применение, а теория «от и до» — на этом чтение можно заканчивать. И обратиться к многочисленным трудам, которые лежат в основе преподавания техники речи будущим актерам театра. Багажа там намного больше.

В материале использовал видео с Дзен-канала еще одной былой коллеги и, можно сказать, ученицы.

Зачем оно надо?

А чтобы быть услышанным.

Дефекты речи – это к логопеду.

Доступность понимания устной речи – это про ее логику.

Нюансы инструмента профессии

Конечно, устная речь, как инструмент коммуникации, отличается:

в быту и с коллегами на работе;

на театральной сцене,

в публичном выступлении с трибуны,

в работе журналиста телевидения и радио (к последней категории можно отнести и говорящих блогеров).

Общего много. Но есть и отличия. У последней категории главное отличие, вернее, ограничение, связано с технологией.

Между говорящим и слушателем есть посредник – микрофон. Со всеми уже его ограничениями. Как вариант, еще и звукозаписывающая аппаратура.

Без углубления, значительные и резкие перепады «громкости» приводят к искажениям или неразборчивости, соответственно, противопоказаны.

Но это не означает, что изменять «громкость» нельзя. Наоборот, нужно. Однообразный и монотонный звук скушен, слушатель быстро устает и перестает воспринимать собственно содержимое.

Потому то и важен средний уровень «громкости», который позволяет микрофону «слышать», когда чуть тише, и не искажать, когда чуть громче.

Немного психологии восприятия

Как правило, у мужчин и женщин скорость восприятия устной речи отличается.

Если гротескно, мужчины от женщин слышат «ускоренное воспроизведение», а женщины от мужчин – «замедленное».

Наверняка вы и сами замечали, что «трындычих» и «тараторок» среди женщин намного больше, чем среди мужчин. Все именно поэтому.

Соответственно, необходимо выбирать «золотую середину». Считают, что для широкой аудитории это примерно 100 слов в минуту. Почему примерно понятно, слова то тоже разные.

И да, темп – тоже инструмент. Однообразие в речи журналиста противопоказано.

Главное, темп речи – инструмент, с которым можно работать. Кому-то практики нужно больше, кому-то меньше, но изменить – вполне возможно.

Поменять сам же голос либо значительно сложнее, либо невозможно.

А на слух мы, люди, с бОльшим удовольствием воспринимаем голоса, насыщенные обертонами. С еще бОльшим – голоса низкие.

«Писклявые», «скрипучие», «однообразные» — раздражают.

Из той же «оперы» — разделение ролей в музыкальном театре. Для примера, про голоса мужские. Теноры, как правило легковесные, ветреные, в т.ч. «герои-любовники». Серьезные и основательные герои – это уже, как правило, баритон или бас.

А в профессии журналиста важно не только, чтобы слышали. Но и доверяли….

К какому голосу при прочих равных доверия у слушателей будет больше, попробуйте определить сами.

И да, этот момент может стать ключевым при определении профпригодности. Или профнепригодности.

Чем дольше пауза, тем выше мастерство

Для себя инструменты устной речи в журналистике разделил бы на две категории:

инструменты удержания внимания,

инструменты акцентирования внимания.

К первым отнес бы:

сам голос;

темп, вернее, его уместное изменение;

тональность, вернее, ее уместное изменение;

эмоциональность, вернее, ее уместное использование.

Ко вторым:

уровень «громкости», по аналогии с ударными и безударными гласными, но с учетом ограничений микрофона;

пауза – и это главный инструмент, который и позволяет в устной речи делать так называемое логическое ударение.

Именно паузой выделяют наиболее важное. Разумеется, перед этим наиболее важным. И это снова учет психологии восприятия. После паузы — прислушиваются более пристально.

Но все же важно не забывать, что вынесенная в подзаголовок цитата «чем дольше пауза, тем выше мастерство», хоть и подходит ко многим жизненным ситуациям, но буквально — больше все же уместна для театральных подмостков, а не в устной речи журналиста.

И да, пауза, как логическое ударение, еще позволяет делать то, без чего устная речь не возможна в принципе – дышать. Но дышать уместно. Не там, где «дыхание закончилось», т.к. невольно возникшая в такой момент пауза с точки зрения восприятия может быть совсем и не уместной. А там, где с точки зрения восприятия, такая пауза для вдоха не помешает слушателю.

Несколько общих приемов

Почему приемы, а не правила?

Спрашивать, что наиболее важное в написанном автором тексте, нужно самого автора. Поэтому и возможна некоторая вариативность.

Тем не менее, в любом тексте (не предложении, а именно тексте) есть информация более важная, а есть второстепенная. Более важную выделяют логическим ударением, т.е. паузой.

Что-то из услышанного аудитория услышит. Что именно – зависит от вас. Если хотите, чтобы аудитория еще и запомнила услышанное, не перебарщивайте с логическими ударениями. Возможности мозга для восприятие устной речи и одновременного запоминания не безграничны.

Как правило, числительные и имена собственные логическим ударением выделяют.

Необходимую, но менее важную информацию выделяют темпом. Более высоким. Правда, важно не «затараторить».

Знаки препинания важны при написании, но в устной речи могут значения не иметь. Никакого. И даже точку в конце предложения выделять паузой часто совсем не уместно.

Перечисление лучше воспринимается, если изменять тональность (как в обрезанной гамме – «до», «ре», «ми», «ре», «до»). Особенно, если пауза перед каждым будет перегружать обилие важной информации в тексте. Но если каждое слово в перечислении действительно тот самый «гвоздь», который важно «забить» — еще и пауза.

Завершение смысловых отрезков текста и завершение текста в целом лучше озвучивать, чем не озвучивать. И помогает это озвучивать замедление темпа. Типичный пример: стук колес поезда на стыках перед остановкой. Обратите внимание на завершение упражнения в видео.

Можно еще добавить, что «проглатывать окончания» — плохо. Как плохо и видоизменять звуки. Например, «тычача» вместо «тысяча».

Разумеется, ударения в словах должны быть там, где и должны быть.

Правило трех прочтений для начинающих

Конечно, опытный журналист, да и любой другой автор, еще при подготовке теста, часто не осознанно, но, еще когда пишет, понимает, какая информация более важная и что ее определенным образом нужно выделить, а какая менее важная и как именно ее произнести, в том числе с учетом индивидуального объема дыхания.

Для менее опытных порекомендовал бы при подготовке перечитать текст не менее трех раз. Тем более, если текст чужой.

Первый, можно не вслух, для того, чтобы понять – «об чем спичь», т.е. общий смысл, который необходимо донести. И ответить на вопрос – каков эмоциональный окрас уместен. Официоз, трагедия, праздник – список не полный, но, надеюсь, понятный.

Второй, можно не «в полный голос». Для расстановки логических ударений. Помечаются косой чертой, сейчас ее еще называют «слеш» — /.

Третий. Именно в полный голос. С одной стороны, проверка правильности и уместности расстановки логических ударений, с другой – проверка выносливости в необходимых случаях длительности дыхания.

И да, расставлять логические ударения на бумаге более практично карандашом. Исправлять проще.

Практические занятия

Важно получать обратную связь. Корректировать ошибки и привыкать к хорошему лучше сразу.

И нужен не просто слушатель, а тот, кто понимает, слышит, подберет разнообразный материал и подкорректирует дыхание.

Индивидуальные занятие с нетренированным голосовым аппаратом более 30 минут — чреваты. Поначалу — и после минуты в полный голос нужно брать паузу и отдыхать. 

Занятия группы, например, 3-х человек, могут быть дольше. Голос отдыхает, а мозг продолжает воспринимать «что хорошо, что плохо».

Да, взрослому решиться и начать сложнее. Но при осознанном решении и динамика выше.  

Сколько нужно занятий? 

Зависит от многого. Некоторым достаточно и 10-ти, другие «ловят ощущение» и за 5-ть. А иногда «чтобы пошло» нужна пауза. 

Бились как-то с одной сотрудницей, исходные данные — супер, голос — просто завораживающий. Но… И тут она уезжает на сессию, почти на месяц. Отвлеклась на совершенно иное, а подсознание полученную информацию обрабатывало и обрабатывало. Вернулась — и заговорила! Да еще как! Через несколько месяцев, как случилась оказия, предложил стать ведущей прямых эфиров новостей на радио. И она стала. Не только на радио, но и в телевизоре.

В завершение

Не могу не вспомнить книжную цитату еще из детства:

Не все красивое правильно. Но все некрасивое – неправильно!

Применительно к нашему случаю – говорите понятно и красиво.

И не только при исполнении профессиональных обязанностей.