«Шпаргалка» по логике речи

Разумеется, есть те, кто применяет все, о чем здесь написано, на подсознательном уровне. Языковая среда в семье, в окружении, в школе и в вузах, что называется, накладывает отпечаток. Но очень разный. И потому, есть много тех, кому нужна постоянная практика и тренировка.

Коллега, с которой довелось когда-то позаниматься этой самой «логикой речи», попросила послушать и дать несколько советов еще одному юному журналистскому возможно дарованию. 

Послушал, посоветовал, попрактиковались. Скайп был в помощь.

И решил составить некую шпаргалку по теоретическим основам и принципам. С одной стороны, вдруг еще когда придется кому-то помочь. Упорядоченная практика лучше воспоминаний «по ходу». С другой, возможно кому-то в качестве подготовки будет достаточно почитать и попрактиковаться самостоятельно.

И главное, если читателю необходимо не практическое применение, а теория «от и до» — на этом чтение можно заканчивать. И обратиться к многочисленным трудам, которые лежат в основе преподавания техники речи будущим актерам театра. Багажа там намного больше.

Если же вам нужно с чего начать, чтение продолжайте.

В материале использовал видео с Дзен-канала еще одной былой коллеги и, можно сказать, ученицы.

Зачем оно надо?

А чтобы быть услышанным.

Дефекты речи – это к логопеду.

Доступность понимания устной речи – это про ее логику.

Нюансы инструмента профессии

Конечно, устная речь, как инструмент коммуникации, отличается:

в быту и с коллегами на работе;

на театральной сцене,

в публичном выступлении с трибуны,

в работе журналиста телевидения и радио (к последней категории можно отнести и говорящих блогеров).

Общего много. Но есть и отличия. У последней категории главное отличие, вернее, ограничение, связано с технологией.

Между говорящим и слушателем есть посредник – микрофон. Со всеми уже его ограничениями. Как вариант, еще и звукозаписывающая аппаратура.

Без углубления, значительные и резкие перепады «громкости» приводят к искажениям или неразборчивости, соответственно, противопоказаны.

Но это не означает, что изменять «громкость» нельзя. Наоборот, нужно. Однообразный и монотонный звук скушен, слушатель быстро устает и перестает воспринимать собственно содержимое.

Потому то и важен средний уровень «громкости», который позволяет микрофону «слышать», когда чуть тише, и не искажать, когда чуть громче.

Немного психологии восприятия

Как правило, у мужчин и женщин скорость восприятия устной речи отличается.

Если гротескно, мужчины от женщин слышат «ускоренное воспроизведение», а женщины от мужчин – «замедленное».

Наверняка вы и сами замечали, что «трындычих» и «тараторок» среди женщин намного больше, чем среди мужчин. Все именно поэтому.

Соответственно, необходимо выбирать «золотую середину». Считают, что для широкой аудитории это примерно 100 слов в минуту. Почему примерно понятно, слова то тоже разные.

И да, темп – тоже инструмент. Однообразие в речи журналиста противопоказано.

Главное, темп речи – инструмент, с которым можно работать. Кому-то практики нужно больше, кому-то меньше, но изменить – вполне возможно.

Поменять сам же голос либо значительно сложнее, либо невозможно.

А на слух мы, люди, с бОльшим удовольствием воспринимаем голоса, насыщенные обертонами. С еще бОльшим – голоса низкие.

«Писклявые», «скрипучие», «однообразные» — раздражают.

Из той же «оперы» — разделение ролей в музыкальном театре. Для примера, про голоса мужские. Теноры, как правило легковесные, ветреные, в т.ч. «герои-любовники». Серьезные и основательные герои – это уже, как правило, баритон или бас.

А в профессии журналиста важно не только, чтобы слышали. Но и доверяли….

К какому голосу при прочих равных доверия у слушателей будет больше, попробуйте определить сами.

И да, этот момент может стать ключевым при определении профпригодности. Или профнепригодности.

Чем дольше пауза, тем выше мастерство

Для себя инструменты устной речи в журналистике разделил бы на две категории:

инструменты удержания внимания,

инструменты акцентирования внимания.

К первым отнес бы:

сам голос;

темп, вернее, его уместное изменение;

тональность, вернее, ее уместное изменение;

эмоциональность, вернее, ее уместное использование.

Ко вторым:

уровень «громкости», по аналогии с ударными и безударными гласными, но с учетом ограничений микрофона;

пауза – и это главный инструмент, который и позволяет в устной речи делать так называемое логическое ударение.

Именно паузой выделяют наиболее важное. Разумеется, перед этим наиболее важным. И это снова учет психологии восприятия. После паузы — прислушиваются более пристально.

Но все же важно не забывать, что вынесенная в подзаголовок цитата «чем дольше пауза, тем выше мастерство», хоть и подходит ко многим жизненным ситуациям, но буквально — больше все же уместна для театральных подмостков, а не в устной речи журналиста.

И да, пауза, как логическое ударение, еще позволяет делать то, без чего устная речь не возможна в принципе – дышать. Но дышать уместно. Но не там, где «дыхание закончилось», а невольно возникшая в этот момент пауза с точки зрения восприятия может быть совсем и не уместной. А там, где с точки зрения восприятия такая пауза для вдоха не помешает слушателю.

Несколько общих приемов

Почему приемы, а не правила?

Спрашивать, что наиболее важное в написанном автором тексте, нужно самого автора. Поэтому и возможна некоторая вариативность.

Тем не менее, в любом тексте (не предложении, а именно тексте) есть информация более важная, а есть второстепенная. Более важную выделяют логическим ударением, т.е. паузой.

Что-то из услышанного аудитория услышит. Что именно – зависит от вас. Если хотите, чтобы аудитория еще и запомнила услышанное, не перебарщивайте с логическими ударениями. Возможности мозга для восприятие устной речи и одновременного запоминания не безграничны.

Как правило, числительные и имена собственные логическим ударением выделяют.

Необходимую, но менее важную информацию выделяют темпом. Более высоким. Правда, важно не «затараторить».

Знаки препинания важны при написании, но в устной речи могут значения не иметь. Никакого. И даже точку в конце предложения выделять паузой часто совсем не уместно.

Перечисление лучше воспринимается, если изменять тональность (как в обрезанной гамме – «до», «ре», «ми», «ре», «до»). Особенно, если пауза перед каждым будет перегружать обилие важной информации в тексте. Но если каждое слово в перечислении действительно тот самый «гвоздь», который важно «забить» — еще и пауза.

Завершение смысловых отрезков текста и завершение текста в целом лучше озвучивать, чем не озвучивать. И помогает это озвучивать замедление темпа. Типичный пример: стук колес поезда на стыках перед остановкой. Обратите внимание на завершение упражнения в видео.

Можно еще добавить, что «проглатывать окончания» — плохо. Как плохо и видоизменять звуки. Например, «тычача» вместо «тысяча».

Разумеется, ударения в словах должны быть там, где и должны быть.

Правило трех прочтений для начинающих

Конечно, опытный журналист, да и любой другой автор, еще при подготовке теста, часто не осознанно, но, еще когда пишет, понимает, какая информация более важная и что ее определенным образом нужно выделить, а какая менее важная и как именно ее произнести, в том числе с учетом индивидуального объема дыхания.

Для менее опытных порекомендовал бы при подготовке перечитать текст не менее трех раз. Тем более, если текст чужой.

Первый, можно не вслух, для того, чтобы понять еще раз – «об чем вообще спичь», т.е. общий смысл, который необходимо донести. И ответить на вопрос – каков эмоциональный окрас уместен. Официоз, трагедия, праздник – список не полный, но, надеюсь, понятный.

Второй, можно не «в полный голос». Для расстановки логических ударений. Помечаются косой чертой, сейчас ее еще называют «слеш» — /.

Третий. Именно в полный голос. С одной стороны, проверка правильности и уместности расстановки логических ударений, с другой – проверка выносливости в необходимых случаях длительности дыхания.

И да, расставлять логические ударения на бумаге более практично карандашом. Исправлять проще.

В завершение

Не могу не вспомнить книжную цитату еще из детства:

Не все красивое правильно. Но все некрасивое – неправильно!

Применительно к нашему случаю – говорите понятно и красиво.

И не только при исполнении профессиональных обязанностей.