«Полевые» и «лабораторные» показатели PageSpeed Insights

С примером. Воронежская «Коммуна» или как указано «газета с историей», но не та, что печатная, а сетевое издание — ЭЛ № ФС 77 — 80508. CMS «Битрикс».

Оценка показателей страницы сайта на сервисе состоит из нескольких частей. Предлагаю обратить внимание на первые две.

«Полевые» и «лабораторные» показатели PageSpeed Insights
Результат проверки домена communa.ru в сервисе PageSpeed Insights

Это и будут — «полевые» и «лабораторные» показатели. Сначала немного о них, а отличиями и к каким выводам они могут подтолкнуть завершим. И да, рассматриваем показатели только для «мобильное устройство».

«Полевые» показатели — за нами следят!

В интернете за нами следят различными способами, а браузер Хром еще и следит за показателями загрузки. Не просто следит, еще и запоминает.

Когда по тому или иному источнику в целом или по отдельному его отдельному URL набирается необходимое количество данных — ранжирует от лучшего к худшему и отображает показатели, за последние 28 дней.

Но не лучшее, среднее или худшее, а т.н. 75-й процентиль, т.е. значения на 75-м проценте от лучших или на 25-м от худших.

«Полевые» и «лабораторные» показатели PageSpeed Insights
«Полевые» показатели проверки домена communa.ru в сервисе PageSpeed Insights

Иными словами, «полевые» показатели — это о фактической аудитории, с ее устройствами (процессоры и оперативная память могут отличаться) и способом подключения (для мобильных устройств — wi-fi или мобильный интернет оператора связи), с фактической скоростью подключения (особенно актуально на мобильном интернете, т.к. в зависимости от зоны, удаления от вышек, ее производительности, суммарном числе подключений и помех — отличия могут быть более чем значительными).

Меняется что-либо из перечисленного у аудитории — показатели тоже станут иными.

Сравнивать разные сайты по «полевым» показателям можно, но сравнение будет скорее всего некорректным, ведь вероятность совпадения набора «устройство/ способ подключения/ качество подключения» по всем посетителям очень мала.

А если у какого-то сайта не подключен тот или иной CDN и посетителей из далеких регионов много — сотни и тысячи километров проводов от сервера будут иметь значение даже при подключении посетителя к проводному интернету (через wi-fi).

«Лабораторные» показатели — 4g, бюджетный смартфон, Европа

А в этой части на сервисе воспроизводят (эмулируют) загрузку страницы при определенных условиях, что важно — одинаковых для всех, т.е. по «лабораторным» разные сайты сравнивать корректно:

— смартфон Moto G Power, действительно бюджетный, без 5g (новая модель уже с ним), на момент написания 10-11 т.р. (на алиэкспресс 8-9 т.р.)

— скорость подключения 4g — не максимальная, ограничена 150 мс TCP RTT, 1 638,4 кбит/c throughput ,

— местонахождение браузера (так в оригинале, можно было бы указать — посетителя или устройства, т.к. они в момент просмотра сайта неотделимы) — Европа.

«Полевые» и «лабораторные» показатели PageSpeed Insights
«Лабораторные» показатели проверки домена communa.ru в сервисе PageSpeed Insights

Европейские посетители для российских региональных сетевых изданий, не думаю, что актуальны, но они сопоставимы с российскими с аналогичной скоростью подключения на расстоянии от сервера примерно 2 тысячи километров или, что важнее, с муниципальными районами региона, где такая скорость подключения часто совсем не худший вариант — лучше бывает, но не часто (ранее обращал внимание — почему скорость загрузки сайта региональным ресурсам важнее).

Отличия — на что обратить внимание региональному сетевому изданию

Если кратко — на отклонение.

И чем оно в худшую сторону больше, тем меньше среди фактической аудитории (той, по которой сервис отображает «полевые показатели») посетителей со скромными показателями мобильного интернета. Не интересно или нет желания ждать пока что-то проявится на экране — вопрос другой. Вариации могут быть разные.

С другой стороны, если значения лучше или примерно сопоставимы — еще не означает, что посетителей со скромными показателями мобильного интернета в фактической аудитории много. Но если таковые случатся — проблем с загрузкой страницы сетевого издания у них будет меньше.

Приведенные в качестве примера показатели газеты «Коммуна» соответствуют первому варианту. «Лабораторный» Largest Contentful Paint (отражает наиболее зрительно заметное посетителю) отличается от «полевого» почти в 6,5 раз или на 14 секунд.

Да, «Битрикс» не самая простая для разработчиков CMS. Но и среди воронежских сетевых изданий «Коммуна» не одинока, есть на «Битрикс» и иные, с намного лучшими показателями. Соответственно, предположение, что АО «Студия «Губерния» не смогла найти подрядчиков, которые оптимизировали бы сайт «Коммуны», сомнительно. В Воронеже такие есть.

Тогда что?

Если пофантазировать о причине, можно предположить, что дело в маркетинге! Напомню, «Коммуна» в двух ипостасях, соответственно

показатели сетевого издания сделаны плохими намеренно, чтобы улучшить показатели по подписке на печатное издание.

Надеюсь, «находка маркетолога», если это все же она, приносит ожидаемый результат.

Есть вопрос или комментарий?
Пишите!