Пока предварительный итог – «гора родила мышь». Получилась еще одна демонстрация верности классического восприятия отечественного нормотворчества:
Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения.
С одной стороны, хорошо. В первую очередь, для нарушителей. Анонсированная система автоматического отслеживания, если она и есть, за очень редким исключением молчит. В тряпочку или в принтер – не принципиально.
С другой стороны, отвратительно. Практически ежедневно на глаза попадается нечто из категории «Вау! Так можно было?!», в том числе с выгодоприобретателями — разнообразными органами власти («Кто ж его посадит? Он же памятник!»). И раз нет наказания, выходит, что можно? А вылиться отсутствие правоприменительной практики после «открытия краника» может в волну банкротств. Как минимум, в части т.н. региональных интернет СМИ. И срок давности не спасет, ведь многое однозначно попадает в категорию «длящееся».
Увы, в отличие от телевидения, радио у категории «СМИ в интернете» то ли лоббистов не нашлось, то ли законодателю они оказались безразличны. Ведь специальной статьи в законе отделяющей средства массовой информации от всего иного в интернете, в отличие от старших собратьев, нет.
В частности, для ТВ и радио в ст. 14 и 15 есть указание, что т.н. «анонсы» передач рекламой не являются, для интернет-СМИ аналогичное действие будет «саморекламой» с обязанностью маркировать и отчитываться. Только по такому основанию, при желании, можно выписать много, возможно и миллиарды.
На мой взгляд, закон, если нет желания прикрывать официально зарегистрированные СМИ в интернете, особенно в регионах, необходимо корректировать.
А начинать, уверен, нужно с корректировки самого понятия рекламы, которое в определенной части повторяет определение средства массовой информации.
И расширять сферы, на которые закон о рекламе в части СМИ не распространяется. Не регулировать отношением ФАС и Роскомнадзора, а прямо указывать в законе.
И отнести т.н. бренд-медиа в категорию рекламных с обязанностью маркировать и отчитываться по каждому опубликованному материалу.
И обязать маркировать карточку публикации «в ленте», если она ведет на рекламную публикацию.
И размещать маркировку на т.н. «текстовой рекламе» не где захочется, а до начала.
Много чего нужно. На мой взгляд. Но спасение утопающих – в первую очередь дело самих утопающих.
Кстати, а чего бы вы предложили депутатам Госдумы откорректировать в части закона о рекламе? Сами то они вряд ли спросят.